Елена Семёнова (elena_sem) wrote,
Елена Семёнова
elena_sem

Category:

Оплот Красоты, Доброты и Благородства (о книге Игоря Стрелкова «Детектив Замка Хэльдиборн»)

http://e5img.ru/image/big/59/68/detektiv-zamka-heldiborn_10646859.jpg

«-Как ты думаешь, я красивая? – спросила с лукавой мечтательной улыбкой белокурая совсем юная девушка в светлом платье, в непринуждённой позе расположившаяся в плетёном кресте на берегу большого старинного пруда. Закат уже догорел. Тёплая летняя ночь вступила в свои права. В тёмной чистой воде отражался сияющий яркими огнями двухэтажный дом, выстроенный в стиле поздней готики, но недавно перестроенный по современной моде. Почти не уступая в яркости огням светильников, на поверхности воды тихонько покачивались огромные южные звёзды, усыпавшие чёрно-бархатное бескрайне небо.
- Ты самая красивая на всём белом свете! – сидящий у ног девочки на траве тёмноволосый бледный юноша с тонкими чертами лица поднял большие светлые глаза и посмотрел на неё с обожанием. Так может смотреть только впервые и безрассудно влюблённый романтик»…
Так начинается книга Игоря Стрелкова «Детектив Замка Хэльдиборн», представляющая собой собрание нескольких сказочных историй, объединённых общими героями и плавно переходящих одна в другую. Прекрасный литературный язык, простой, лёгкий и в то же время насыщенный образностью, метафоричностью – одно из безусловных её достоинств. Поэтичность отдельных моментов вызывает желание перечесть их вновь, «распробовать».
Другим столь же несомненным достоинством является волшебная атмосфера, которую удалось создать автору на протяжении всей книги. Именно это делает её особенно интересной для главных читателей, коим предназначаются сказочные истории – детей. Мудрые мысли, иносказательность, притчеобразность иных произведений этого жанра подчас оказываются интереснее взрослым, способным понять «второе дно». Детей же всегда влекут волшебные детали и придумки, которые переносят они в своём воображении на окружающий мир, преображающийся и становящийся частью Сказки. В «Детективе Замка Хэльдиборн» в таковых недостатка нет. В этой книге живо и волшебно абсолютно всё, всё имеет живую душу и чудесные способности: будь то Старая Липа или детская кукла, Лодочный сарай или хозяйский кот, солнце, луна, книги, портреты, волшебные шляпа и трость, спрятанные на чердаке, даже всякая половица необычного Дома…
И уж конечно обладает живой душой сам Дом, который лишь в видимом мире кажется обычным уютным особняком, тогда как в мире невидимом остаётся древним Замком с мощными стенами и высокими башнями, каким возвели его столетия назад первые Хэльдиборны, благородные рыцари, не знавшие в те суровые века иного достойного дела, нежели война.


Совсем в иные времена этот Замок со своими обитателями продолжает оставаться своего рода оплотом, цитаделью Красоты, Добра, Благородства. Лучшими качествами живых душ, кои так претят силам Зла. Вот, как говорит об этом главный проходимец книги с характерным именем Бучайс, желавший обманом захватить усадьбу Хэльдиборнов: «Хэльдиборн не просто дом с усадьбой – это Волшебный Замок!
Один из немногих, сохранивших своё изначальное предназначение – оставаться опорой Добра, Красоты, Чести и Порядка. Тьфу, мне даже произносить эти слова противно. Всю свою жизнь я поклоняюсь тёмным силам, давшим мне власть и богатство. Но они в ответ на покровительство требуют от меня службы. Каждый раз, проезжая мимо этих мест, я с ненавистью наблюдаю людей, чьи души не захвачены страстями, жаждой наживы и безграничным себялюбием. И их опорой является этот Замок. Лишив Хэльдиборнскую крепость её законных хозяев, мы сможем в несколько лет разрушить всё, что строилось веками. Мы превратим цветущий сад в зловонную выгребную яму, до краёв наполненную самыми мерзкими пороками
». Не правда ли, возникает ассоциация с крепостью нашей, лишённой законных хозяев («хозяина Земли Русской») почти век назад и оказавшейся в руках всевозможных «бучайсов»?..


Сам проходимец Бучайс характеризуется в книге следующим образом: «Банкир и вельможа Бучайс Пучежад, пожалуй, действительно был известнейшим во всей Империи негодяем. Никто не мог понять, как удаётся этому человеку, замешанному практически во всех грязных и неблаговидных финансовых афёрах, не только «выходить сухим из воды», но и непрерывно богатеть и процветать… …Высокий сутулый мужчина с неприятно-рыжей шевелюрой, мелкими чертами лица, маленькими, «поросячьими», постоянно бегающими глазками, в обществе Бучайс держался крайне высокомерно, всем своим видом выражая презрение к подавляющему большинству окружающих… …Банкира ненавидели буквально все, но он, казалось, только упивался всеобщей ненавистью». По ходу сюжета выясняется, что негодяй вдобавок чёрный колдун, а посему, чтобы одолеть его в сражение вступают как люди, так и волшебные обитатели Замка. И в первую очередь преданные своим хозяевами домовые, являющиеся главными героями книги.
Именно они охраняют видимый Дом и невидимый Замок от всякого зла: будь то нашествие тараканов или слетевшая кому-то на язык зубастая Ссора.

Необычайный простор юной фантазии дают и краткие сказочные истории, рассказываемые по ходу основного повествования: о колледже Домовых за Печкой; о лунной дорожке, которую раскатывают по глади пруда домовые и резвятся на ней вместе с русалками, пока ночное светило не оторвётся от воды; о домовом, добежавшем до самой Луны и навсегда оставившем на её некогда чистом лике свои следы… О Лунных Псах, погнавшихся за Домовым, посмевшим оскорбить Луну, которые, нечаянно оказавшись на земле, обратились неведомыми ей дотоле собаками и волками, чьи потомки до сих продолжают в лунные ночи тосковать о своём далёком прошлом.

Печальна и поэтична история о Девушке и Водяном. Девушка-ведунья создала из спящего дотоле водяного духа существо с живой душой и почти человеческим телом – по образу своего возлюбленного, не подумав, что всякая живая душа обречена искать другой живой души, искать любви. И Водяной влюбляется в свою хозяйку, веря в её любовь к себе. Когда же она становится женой другого, он уносит её к себе на дно. Конечно, муж, отважный и сильный воин, спасает любимую. Водяной же в погоне за беглянкой отрекается от неудобного для водной жизни прекрасного человеческого тела и навсегда обращается похожим на гигантского сома чудищем… Так беспечная игра с живой душой обращает младенчески чистое, доброе существо в чудовище.

Весьма назидательны и две другие сказки: «Как Домовой с Котом ссорился» и «Сказка про Домового и Пустую Книгу». В первой ссоры между Котом и Домовым за место у хозяйской печки приводят к тому, что оба они оказываются на улице: сперва Кот, оболганный Домовым, а затем и сам Домовой, своей ложью привлёкший в Дом Злыдня. Спастись от последнего Домовому помогает лишь покаяние перед Котом и его прощение. Между тем, в отсутствии домохранителя Злыдень дочиста разорил дом и хозяина, пропившего всё имущество. «Ветер свободно задувал в полуоткрытую дверь, и в сенях уже нанесло приличный сугроб. Впрочем, существ, находившихся внутри, это никак не волновало. Решикрут, пьяный и грязный, на себя былого не похожий, сидел за столом пригорюнившись, тупо пялясь на огонёк лучины сквозь мутную жидкость в стоящей перед ним здоровенной бутыли. Рядом с ним на лавке такой же пьяный (хозяйская-то кровушка тоже с самогоном теперь) развалился совсем раздобревший (с шестилетнего ребёнка ростом) наш старый знакомец Злыдень…», - такую картину застают Кот и Домовой, вернувшиеся для спасения хозяина. Дружба и верность последнему помогла им одолеть злую силу и спасти дом от окончательной погибели.

Вторая сказка повествует о Домовом-неуче. Презирая книги он, обустраивая хозяйскую библиотеку с единственной целью произвести впечатление на короля-книгочея в случае его визита, заботится лишь о том, чтобы книги стояли ровными рядами, аккуратно распределяясь по авторам и цвету черенков. И, вот, беда: на одной полке осталось пустое место – известная писательница написала лишь 19 томов, а не 20 необходимых. Решение находится быстро – пустая книга без единой буквы в переплёте мнимого 20-го тома призвана заполнить пустоту. Но незнание книжной магии подводит Домового. Пустая книга проглатывает его и соглашается выпустить лишь при условии, что он испишет её от первой до последней страницы. И, вот, тут-то и наступает для пленника, ставшего портретом на заглавной странице, время постигать науки, коими он недавно так пренебрегал…

Надо сказать, что если бы в нашей стране среди прочих отраслей не была самым варварским образом уничтожена мультипликация, то цикл сказок из жизни домовых Замка Хэльдиборнов и их хозяев мог бы стать превосходной основой для хорошего мультфильма, состоящего из нескольких серий. Увы, при нынешней ситуации эту замечательную историю могут только испортить, а потому – лучше читать и перечитывать книгу. 

Основное произведение, давшее ей своё название, названо детективом по праву, ибо отличается увлекательным сюжетом, повороты которого трудно предугадать. И именно в нём наиболее ярко выступает образ Дома-Замка, о котором хочется вспомнить ещё. Образ Семьи с полными любви и взаимопонимания отношениями. Всё в этом волшебном уголке исполнено Гармонии, и Зло, жаждущее разрушить её, получает достойный отпор. Кто-то скажет, что на то это и сказка, а в жизни давно действуют иные законы, и о подобной идиллии остаётся лишь мечтать. В известном спектакле Дон Кихот говорит прекрасные слова: «Безумие не видеть то, что есть. Но ещё большее безумие не видеть то, что должно быть». Не видеть, не мечтать и не пытаться хоть чем-то хоть отчасти это возрождать, - добавим мы.

«Если путь прорубая отцовским мечом, / Ты соленые слезы на ус намотал, / Если в жарком бою испытал что почем, / - Значит, нужные книги ты в детстве читал!» - так пел некогда Высоцкий. И думается, что представляемая книга относится именно к тем, нужным. Потому что, давая необъятный простор воображению, увлекая, даря читателю прекрасные минуты, она совсем ненавязчиво, без намёка на морализаторство даёт юной душе верное направление мысли и чувства.

По прочтении «Детектива…» на душе остаётся светлое и немного ностальгическое чувство. Жаль, жаль ставить эту книгу на полку и покидать оплот Красоты и Добра…

«Невозможно понять, где ты находишься в данный момент: ещё в реальности или уже в какой-нибудь Сказке? Но как же тут всё-таки хорошо!» - размышляет, покидая Замок, леди Талантика и решает обязательно вернуться в него.

Будем и мы вслед за Талантикой надеяться, что ещё вернёмся в Замок Хэльдиборн и узнаем новые волшебные истории из жизни его видимых и невидимых обитателей. 

Елена Семёнова


Tags: игорь стрелков, книги, мои статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments